Нейробиоуправление

Биологическая обратная связь - БОС

Биологическая обратная связь (англ. biofeedback) — технология, включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.

Используются зрительные, слуховые, тактильные и другие сигналы-стимулы, что позволяет развить навыки саморегуляции за счёт тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов.

Принцип

БОС-процедура заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени определённых физиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приёмов в заданной области значений. Другими словами, БОС-интерфейс представляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы. Таким образом в течение курса БОС-сеансов возможно усилить или ослабить данный физиологический показатель, а значит, уровень тонической активации той регуляторной системы, чью активность данный показатель отражает

С помощью БОС можно получать информацию о таких физиологических процессах, как мышечная активность, дыхание, кровоснабжение сосудов, сопротивление кожи, частота сердечных сокращений, активность мозга.

Например, обучение с помощью БОС-метода произвольно повышать температуру кончиков пальцев приводит к снижению симпатикотонии и купированию спазма периферических сосудов.

Научившись с помощью БОС-метода произвольно расслаблять мышцы, человек, у которого присутствует так или иначе проявляющийся страх, психическое возбуждение, учится преодолевать их, поскольку страх, возбуждение и мышечное напряжение связаны друг с другом

Для организации биоуправления используют различные методы: ЭЭГЭКГ, ЭМГ, КГР и многие другие.

Применение

В медицине - для немедикаментозного лечения некоторых неврологических, кардиологических, гастроэнтерологических, урологических, педиатрических заболеваний, а также в гериатрии, реабтлтьацтт и превентивной медицине.

В неклинической практике— в стрессменеджменте, позволяющем повысить показатели эффективности в большом спорте, искусстве, а также в любой деятельности, требующей длительных усилий и большой ответственности, для коррекции так называемых пограничных состояний, вызванных неконтролируемым влиянием хронического стресса, в педагогике, где с помощью БОС-технологий решаются вопросы повышения эффективности обучения, развития творческих способностей и др

История и развитие метода

Теоретические основы

Основой для создания метода БОС послужили фундаментальные исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результаты прикладного изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. В связи с этим нужно упомянуть великих русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова — авторов теории условных рефлексов. В XX веке идейными продолжателями исследований И. М. Сеченова и И. П. Павлова стали К. М. Быков (теория кортико-висцеральных связей), П. К. Анохин (теория функциональных систем), Н. П. Бехтерева (теория устойчивых патологических состояний).

Создание технологий БОС
Активное изучение метода началось в конце 50-х годов XX века

Примерно с середины XX века стали разрабатываться и использоваться методы, в которых устанавливалась биологическая обратная связь с организмом на основе изменения различных параметров (пульсовой волны, мышечной силы, артериального давления).

Наибольший вклад в его развитие внесли:

  • исследования  E. Miller, L. V. DiCara (1968) по выработке у животных висцеральных условных рефлексов оперантного типа[4];
  • исследования M. B. Sterman (1980) о повышении порогов судорожной готовности после условнорефлекторногоусиления сенсомоторного ритма в центральной извилине коры головного мозга как животных, так и человека[5];
  • открытие J. Kamiya (1968) способности испытуемых произвольно изменять параметры своей электроэнцефалограммы (ЭЭГ) при наличии обратной связи об их текущих значениях[6].

В конце 1980-х — начале 1990-х свои эксперименты провели Peniston и Kulkosky[7] по изучению возможности лечения больных алкоголизмом с помощью технологии биологической обратной связи. Они же создали протокол проведения сессии, который стал сейчас классическим: сначала проводится температурный тренинг (претерапия), а затем альфа-тета тренинг по ЭЭГ.

Работы последних лет показали, что принцип биологической обратной связи (БОС) имеет большое значение не только для механизмов внутренней регуляции функций организма, но и для управления интегральными системными процессами, какими как, произвольные движения и психическая деятельность человека. Использование резервных возможностей организма человека является одним из возможных и наиболее оптимальных способов повышения результатов обучения, научения и спортивной тренировки (Святогор И.А., Моховикова И .А., 2000; Тристан В.Г., 1999-2006).

По мнению Д-ра Коридона Хаммонда(D. Corydon Hammond,Physical Medicine & Rehabilitation, University of Utah School of Medicine, Salt Lake City, Utah, USA) одного из наиболее авторитетных профессионалов в области НейроБОС-тренингов, наиболее перспективным среди методов, основанных на использовании биологической обратной связи, является нейробиоуправление( нейроБОС или нейрофидбек)

В конце 1960-х и 1970-е годы стало известно, что можно перестраивать и переобучать паттерны мозговых волн (Kamiya, 2011; Sterman, LoPresti, & Fairchild, 2010). Некоторые из этих работ начались с тренировок на повышение альфа-мозговой активности с целью увеличения релаксации, в то время как другие работы, начавшиеся в университете California, Los Angeles, были сосредоточены в первую очередь на животных, а затем и на человеке для оказания помощи при неконтролируемой эпилепсии. Это обучение мозговых волн называется ЭЭГ-БОС или нейробиоуправление. Для более детального обсуждения необходимо обсудить некоторую информацию о мозговых волнах.

Основные волны мозга

Мозговые волны наблюдаются на различных частотах. Некоторые из них являются быстрыми, а другие – довольно медленными. Классические имена этих частотных полос ЭЭГ - дельта, тета, альфа, бета и гамма. Они измеряются в циклах в секунду или герцах (Гц).

Гамма мозговые волны очень быстрые - выше 30 Гц. Хотя и требуются дальнейшие исследования этих частот, известно, что часть этой деятельности связана с интенсивно акцентированным вниманием и с оказанием помощи мозгу в обработке и связывании воедино информации из различных областей коры.

Бета-волны, как правило, небольшие, но относительно быстрые (выше 13-30 Гц) и связаны с состоянием мысленной, интеллектуальной деятельности и внешне ориентированной концентрации. Это, в основном, состояние боевой готовности. Активность в нижней части этой полосы частот (например, сенсомоторный ритм, или SMR) связана с расслабленным вниманием.

Альфа-волны мозга (8-12 Гц) медленнее и больше по амплитуде. Они, как правило, связаны с состоянием релаксации. Активность в нижней части этого диапазона представляет в значительной степени состояние, когда мозг смещается в сторону холостого хода, расслаблен и как бы выключен, ожидая, чтобы ответить, когда это необходимо. Если человек просто закрывает глаза и начинает воображать что-то мирное, менее чем за полминуты начинает проявляться увеличение альфа-мозговых волн. Эти волны особенно велики в задней трети головы.

Тета (4-8 Гц) активность, как правило, представляет более сноподобное состояние ума, которое связано с умственной неэффективностью. При очень медленных частотах тета мозговая активность отражает очень расслабленное состояние, которое представляет сумеречную зону между бодрствованием и сном.

Дельта волны (.5-3,5 Гц) очень медленные, большой амплитуды и отражают то, что мы испытываем в глубоком, укрепляющем сне. В общем, разные уровни сознания связаны с доминированием определенных мозговых волн.

Д-р Хаммонд считает, что у «каждого из нас всегда имеется некоторая степень каждой из этих мозговых частот, присутствующих в различных частях нашего мозга. Дельта ритм будет отмечаться, например, когда участки мозга «идут отдыхать», чтобы заняться подкреплением, и дельта также ассоциируется с трудностями обучения. Если кто-то впадает в дремоту, то увеличиваются дельта- и более медленные тета-волны, а если человек невнимателен к внешнему окружению и погружается в себя, количество тета растет. Если кто-то находится в исключительно взволнованном и напряженном состоянии, то чрезмерно высокая частота бета-волн может присутствовать в различных частях головного мозга, но в других случаях это может быть связано с избытком неэффективной альфа-активности в лобных областях, которые связаны с эмоциональным контролем.

НейроБос тренинг

НейроБОС или Neurofeedback обучение базируется на биологической обратной связи. Во время типичной тренировки, один или больше электродов расположены на коже головы и один или два, как правило, ставятся на мочки ушей. Затем высокотехнологичное электронное оборудование обеспечивает в режиме реального времени мгновенную обратную связь (как правило, слуховую и визуальную) о вашей мозговой деятельности. Электроды позволяют измерить электрические паттерны, поступающие из головного мозга, так же, как врач слушает сердце от поверхности вашей кожи. Электрический ток не поступает в мозг. Электрическая активность вашего мозга поступает в компьютер и записывается.

Как правило, человек не может надежно воздействовать на паттерны своих мозговых волн, потому что он не имеет о них никакой информации. Когда человек получает возможность увидеть свои мозговые волны на экране компьютера через несколько тысячных секунды после того, как они происходят, это дает ему возможность влиять и постепенно изменять их. Механизм действия, как правило, считается оперантным кондиционированием (обусловливанием). Мы буквально переобучаем и перетренируем мозг. Сначала эти изменения недолговечны, но они постепенно становятся долговечнее. При продолжении обратной связи, тренировке и практике более здоровые мозговые волны наблюдаются у большинства людей. Большинство исследований показывают, что значительные улучшения наблюдаются в 75-80% случаев. Процесс немного походит на упражнения или физиотерапию мозга, улучшающую познавательные способности, гибкость и контроль. Таким образом, независимо от происхождения симптомов - от снижения внимания и памяти, других когнитивных дисфункций, хронического стресса, тревожности, бессоницы, эмоционального выгорания, синдрома хронической усталости и многих других функциональных нарушений, обучение нейробиоуправлению предлагает дополнительные возможности для восстановления и развития человека через непосредственное переобучение электрических процессов в головном мозге».

В настоящее время принцип адаптивного биоуправления является современной компьютерной лечебно-оздоровительной технологией на стыке медицины, физиологии и психотерапии, направленный на развитие и совершенствование механизмов саморегуляции физиологических функций при различных состояниях.      Этот метод позволяет испытуемым научиться контролировать физиологические функции, управляемые человеком бессознательно. К таким функциям при использовании метода нейробиоуправления относится, прежде всего, электрическая активность мозга, определяемая по электроэнцефалограмме (ЭЭГ). Метод основан на предъявлении человеку собственных биоэлектрических потенциалов мозга для обучения их произвольной регуляции и контроля, соответствующего доминирующему ритму психического состояния

Нейробиоуправление выступает как средство изменения мозговых механизмов, обеспечивающих те или иные проявления субъективных переживаний человека. Электроэнцефалографический тренинг возможно использовать в качестве метода, обеспечивающего воздействие на биоэлектрическую активность головного мозга при активном участии человека и его собственном желании (Штарк М.Б., 2002). Вмешательство в структуру и временное распределение альфа- и тета-ритмов средствами обратной связи приводит к изменению поведения человека и течения нейрофизиологических процессов (Toomim H., 1999).

Д-р Хаммонд в своей работе What is Neurofeedback: An Update( D. Corydon Hammond (2011): Journal of Neurotherapy: Investigations in Neuromodulation, Neurofeedback and Applied Neuroscience, 15:4, 305-336) пишет о важности профессионального подхода при использовании НейроБОС-тренингов.

Некоторые люди хотят просто купить собственное оборудование для нейробиоуправления и тренироваться сами или тренировать своих детей. Это чревато потенциальным вредом или неэффективностью. Для того, чтобы тренинг был эффективным, нейробиоуправление необходимо проводить под наблюдением специалиста со знаниями нейробиологии или опытом работы с нейро-оборудованием и программным обеспечением.

Для успешного обучения важно выполнить начальное обследование. Обучение должно быть индивидуализированным и приспособленным к отличительным паттернам мозговых волн и симптомам каждого человека по мнению Д-ра Хаммонда.

После завершения начального ЭЭГ обследования и установления целей тренинга, наиболее часто один или более электродов размещаются на кожу головы и один или более на мочках уха для НейроБОС тренировок. Обучающийся, как правило, смотрит на экран компьютера или слушает аудиосигналы, особенно при выполнении задач, таких, как чтение. Эти учебные сеансы призваны помочь человеку постепенно менять и переучивать паттерны их мозговых волн. Например, некоторые люди могут нуждаться в навыке увеличивать частоту или размер мозговых волн в определенных областях мозга, в то время как другие люди нуждаются в обучении для уменьшения частоты и амплитуды их мозговых волн. Обычно начальные улучшения начинают проявляться в течение первых 5-10 сессий. Продолжительность тренингов может быть 15-20 сеансов для снятия стресса, устранения тревожности или бессонницы, повышения способности к концентрации и продуктивности, но иногда необходимо от 30 до 50 сеансов, в зависимости от степени тяжести проблемы. Каждый сеанс обычно длится около 30 мин после установки оборудования.

Эффективность тренингов с нейробиоуправлением   подтверждена многочисленными научными исследованиями.

Документально подтверждены результаты улучшения когнитивной деятельности и памяти у нормальных физических лиц в результате проведенных тренингов с помощью нейроБОС (Angelakis et al., 2007; Boulay, Sarnacki, Wolpaw, & McFarland, 2011; Egner & Gruzelier, 2003; Egner, Strawson, & Gruzelier, 2002; Fritson, Wadkins, Gerdes, & Hof, 2007; Gruzelier, Egner, & Vernon, 2006; Hanslmayer, Sauseng, Doppelmayr, Schabus, & Klimesch, 2005; Hoedlmoser et al., 2008; Keizer, Verment, & Hommel, 2010; Rasey, Lubar, McIntyre, Zoffuto & Abbott, 1996; Vernon et al., 2003; Zoefel, Huster, & Herrmann, 2010). НейроБОС для повышения когнитивных функций и для борьбы с последствиями старения был назван средством ''просветления мозгов '' (Budzynski, 1996). Ros, Munneke, Руге, Gruzelier и Ротуэлл (2010) представили доказательства того, что обучение с Neurofeedback у нормальных людей может улучшить нейропластичность.

Рандомизированное, с двойным слепым подходом, контролируемое исследование (Egner & Gruzelier, 2003) было посвящено исполнительской тревожности в Лондонском Королевском колледже музыки. Авторы оценивали способность альфа-тета нейробиоуправления повышать уровень музыкального исполнения у талантливых музыкантов, когда они исполняли произведения в стрессовых условиях. По сравнению с группой альтернативной терапии (физические упражнения, тренировка умственных навыков, тренировки с Alexander Technique и также два других протокола Нейрофидбек-тренинга, в которых обращали больше внимания на повышение концентрации), только альфа-тета нейробиоуправление привело к повышению уровня музыкального исполнения под воздействием реального стресса. Подобные рандомизированные контролируемые исследования снижения исполнительской тревоги были проведены с музыкальным исполнением (Egner &Gruzelier, 2003), исполнением бальных танцев (Raymond, Sajid, Parkinson, & Gruzelier, 2005) и вокальными выступлениями (Kleber, Gruzelier, Bensch, & Birbaumer, 2008; Leach, Holmes, Hirst, & Gruzelier, 2008). В рандомизированном, плацебо-контролируемом исследовании студентов-медиков (Raymond, Varney, Parkinson, & Gruzelier, 2005) нейробиоуправление улучшало настроение, чувство уверенности в себе и энергичности.

Рандомизированное, контролируемое исследование (Hoedlmoser и др., 2008) показало, что всего 10 сессий нейробиоуправления, направленных на увеличение сенсомоторного (SMR) ритма, привели к увеличению сонных веретен и снижению латентности сна. Поскольку консолидация памяти происходит во время сна, это исследование также показало улучшение памяти у испытуемых. Данное исследование повторило результаты некоторых более ранних исследований (Berner, Schabus, Wienerroither, & Klimesch, 2006; Sterman, Howe, &MacDonald, 1970). Hammer et al. (2011) опубликовали рандомизированное, простое слепое контролируемое исследование, в котором документально  продемонстрирована эффективность 20 сессий Live Z-Score Neurofeedback Training при лечении бессонницы. Также было показано, что индивидуализированные сеансы нейробиоуправления в исследованиях Hauri (1981; Hauri, Percy, Hellekson, Hartmann, & Russ, 1982) могут иметь долгосрочные последствия у пациентов с бессонницей. Недавнее рандомизированное контролируемое исследование (Cortoos, De Valck, Arns, Breteler, & Cluydts, 2010) больных с первичной бессонницей показало, что 18 сеансов домашнего нейробиоуправления, проведенного с помощью Интернет, производят значительное сокращение времени, требуемого для засыпания, и значительное увеличение общего времени сна по сравнению с контролем.

 

Обучение Пиковой или Оптимальной Производительности(Peak or Optimal Performance Training)

НейроБОС также используется в настоящее время для обучения пиковой производительности (Vernon, 2005). Например, в рандомизированном, слепом контролируемом исследовании (Egner & Gruzelier, 2003) нейробиоуправление значительно повысило музыкальное исполнение, а в подобном исследовании (Raymond, Саджид и др., 2005) отмечены значительные улучшения в уровне исполнения бальных танцев. Такие же результаты сообщались и по отношению к игре в гольф (Arns, Kleinnijenhuis, Fallahpour, & Breteler, 2007), стрельбе из лука (Landers, 1991; Landers et al., 1994), улучшению времени реакции и зрительно-пространственной ориентации в атлетических соревнованиях (Doppelmayr & Weber, 2011; Egner & Gruzelier, 2004), улучшению уровня вокального исполнения (Kleber et al., 2008; Leach et al., 2008), актерского мастерства (Gruzelier, Inoue, Smart, Steed, & Steffert, 2010) и улучшения навыков ориентации по радару (Beatty, Greenberg, Diebler, & O’Hanlon, 1974). В одном увлекательном исследовании (Ros et al., 2009) проведено сравнение обучения либо на повышение SMR, либо альфа и тета мозговых частот у молодых врачей офтальмологической микрохирургической клиники по сравнению с контрольной (без тренировок) группой. Всего за восемь сессий тренировок по SMR наблюдалось значительное улучшение в уровне хирургических навыков, уменьшение тревоги, а также сокращение на 26% времени выполнения хирургических задач. Потенциальные НейроБОС приложения для оптимизации профессиональной деятельности представляются очень перспективным направлением.

Негативное действие, побочные эффекты и домашние тренировки

Легкие побочные эффекты могут иногда возникать во время обучения нейробиоуправлению. Например, время от времени кто-то может чувствовать себя утомленным или беспокойным, испытывать головную боль, иметь сложности с засыпанием, или чувствовать себя взволнованным или раздражительным. Иногда такие побочные эффекты могут возникать из-за слишком длинных тренировок (Matthews, 2007, 2011; Окс, 2007). Многие из этих ощущений проходят в течение короткого времени после тренировки. Если клиенты своевременно сообщают консультантам о таких ощущениях, они могут изменить протоколы обучения и, как правило, быстро устранить такие слабо выраженные побочные эффекты.

Некоторые люди в настоящее время арендуют или берут в лизинг оборудование для домашнего обучения. Настоятельно рекомендуется, чтобы обучение с оборудованием в домашних условиях проводилось только в рамках регулярных консультаций и надзора со стороны обученных и сертифицированных профессионалов, и предпочтительно, чтобы домашнее обучение происходило только после обучения под пристальным наблюдением в офисе в течение определенного периода времени (Hammond и др., 2011).

Важно помнить, что впечатляющие успехи, задокументированные в большей части исследований по нейробиоуправлению, являются результатом работ, проводимых квалифицированными специалистами, следуя индивидуальной оценке, и учебных занятий, которые находятся под контролем знающего профессионала, а не в результате неконтролируемых сеансов, проводимых в офисе или дома. Тренинги, осуществляемые под контролем специалиста, дают значительно лучшие результаты, чем неконтролируемые сессии (Hammond, 2000).

По мнению известного специалиста в области нейробиоуправления Дж. Ф. Любара(Джоел Ф. Любар. Коррекция психоэмоционального состояния. Неокортикальная динамика: объяснение влияния нейробиологической обратной связи и родственных методик на повышение внимания// ЖУРНАЛ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.-2000.-No1-С.43-49), НейроБОС не является каким-то неспецифическим или плацебо явлением, а прямо связана с изменениями в функционировании коры.

Он пишет : «Если вы не научитесь изменять то, что тренируется, вы не измените неокортикальную динамику; если научитесь, тогда вы действительно измените неокортикальную, а также таламо-кортикальную динамику»

 

Как долго длится эффект нейроБОС тренировки?  

 

Эффект от НейроБОС тренировок продолжается, по мнению многих исследователей, длительное время. По мнению Дж.Ф.Любара, «НейроБОС работает не только тогда, когда она задействована, ее положительные последействия длятся очень долго, возможно, всю жизнь».

Alper, K. R., Prichep, L. S., Kowalik, S., Rosenthal, M. S., & John, E. R. (1998). Persistent QEEG abnormality in crack cocaine users at 6 months of drug abstinence. Neuropsychopharmacology, 19, 1–9.

Amen, D. G., Newberg, A., Thatcher, R., Jin, Y., Wu, J., Keator, D., & Willemier, K. (2011). Impact of playing professional football on long-term brain function. Journal of Neuropsychiatry & Clinical Neurosciences, 23, 98–106.

Andrews, G. (2001). Placebo response in depression: Bane of research, boon to therapy [Editorial]. British Journal of Psychiatry, 178, 192–194.

Angelakis, E., Stathopoulou, S., Frymiare, J. L., Green, D. L., Lubar, J. F., & Kounios, J. (2007). EEG neurofeedback: A brief overview and an example of peak alpha frequency training for cognitive enhancement in the elderly. The Clinical Neuropsychologist, 21, 110–129.

Arani, F. D., Rostami, R., & Nostratabadi, M. (2010). Effectiveness of neurofeedback training as a tratment for opiod-dependent patients. Clinical EEG & Neuroscience, 41, 170–177.

Arns, M., De Ridder, S., Strehl, U., Breteler, M., & Coenen, A. (2010). Efficacy of neurofeedback treatment in ADHD: The effects of inattention, impulsivity and hyperactivity: A meta-analysis. Clinical EEG & Neuroscience, 40, 180–189.

Arns, M., Kleinnijenhuis, M., Fallahpour, K., & Bretler, R. (2007). Golf performance enhancement and real-life neurofeedback training using personalized event-locked EEG profiles. Journal of Neurotherapy, 11(4), 11–18.

Ayers, M. E. (1981). A report on a study of the utilization of electroencephalography for the treatment of cerebral vascular lesion syndromes. In L. Taylor, M. E. Ayers & C. Tom (Eds.), Electromyometric biofeedback therapy, (pp. 244–257). Los Angeles, CA: Biofeedback and Advanced Therapy Institute.

Ayers, M. E. (1987). Electroencephalic neurofeedback and closed head injury of 250 individuals. Head Injury Frontiers, pp. 380–392.

Ayers, M. E. (1991). A controlled study of EEG neurofeedback training and clinical psychotherapy for right hemispheric closed head injury. Paper presented at the National Head Injury Foundation, Los Angeles, California.

Ayers, M. E. (1995a). A controlled study of EEG neurofeedback and physical therapy with pediatric stroke, age seven months to age fifteen, occurring prior to birth. Biofeedback & Self-Regulation, 20, 318.

Ayers, M. E. (1995b). EEG neurofeedback to bring individuals out of level 2 coma. Biofeedback & Self-Regulation, 20, 304–305.

Ayers, M. E. (1999). Assessing and treating open head trauma, coma, and stroke using real-time digital EEG neurofeedback. In J. R. Evans & A. Abarbanel (Eds.), Introduction to quantitative EEG and neurofeedback (pp. 203–222). New York, NY: Academic.

Ayers, M. E. (2004). Neurofeedback for cerebral palsy. Journal of Neurotherapy, 8(2), 93–94.

Baehr, E., Rosenfeld, J. P., & Baehr, R. (2001). Clinical use of an alpha asymmetry neurofeedback protocol in the treatment of mood disorders: Follow-up study one to five years post therapy. Journal of Neurotherapy, 4(4), 11–18.

Bakhshayesh, A. R. (2007). The efficacy of neurofeedback compared to EMG biofeedback in the Tx of ADHD children (Unpublished doctoral dissertation). Postdam, Germany: University of Potsdam.

Barnea, A., Rassis, A., & Zaidel, E. (2005). Effect of neurofeedback on hemispheric word recognition. Brain & Cognition, 59, 314–321.

Barry, R. J., Clarke, A. R., Johnstone, S. J., McCarthy, R., & Selikowitz, M. (2009). Electroencephalogram 1=#, ratio and arousal in attention-deficit=hyperactivity disorder: Evidence of independent processes. Biological Psychiatry, 66, 398–401.

Bauer, L. O. (1993). Meteoric signs of CNS dysfunction associated with alcohol and cocaine withdrawal. Psychiatry Research, 47, 69–77.

Bauer, L. O. (2001). Predicting relapse to alcohol and drug abuse via quantitative electroencephalography. Neuropsychopharmacology, 25, 332–240.

Bearden, T. S., Cassisi, J. E., & Pineda, M. (2003). Neurofeedback training for a patient with thalamic and cortical infarctions. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 28, 241–253.

Beatty, J., Greenberg, A., Diebler, W. P., & O’Hanlon, J. F. (1974). Operant control of occipital theta rhythm affects performance in a radar monitoring task. Science, 183, 871–873.

Becerra, J., Fernandez, T., Harmony, T., Caballero, M. I., Garcia, F., Fernandez-Bouzas, A. . . ., Prado-Alcala, R. A. (2006). Follow-up study of learning-disabled children treated with neurofeedback or placebo. Clinical EEG & Neuroscience, 37, 198–203.

Berner, I., Schabus, M., Wienerroither, T., & Klimesch, W. (2006). The significance of sigma neurofeedback training on sleep spindles and aspects of declarative memory. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 31, 97–114.

Bolea, A. S. (2010). Neurofeedback treatment of chronic inpatient schizophrenia. Journal of Neurotherapy, 14(1), 47–54.

Boulay, C. B., Sarnacki, W. A., Wolpaw, J. R., & McFarland, D. J. (2011). Trained modulation of sensorimotor rhythms can affect reaction time. Clinical Neurophysiology, 122, 1820–1826.

Bounias, M., Laibow, R. E., Bonaly, A., & Stubblebine, A. N. (2001). EEGneurobiofeedback treatment of patients with brain injury: Part 1: Typological classification of clinical syndromes. Journal of Neurotherapy, 5(4), 23–44.

Bounias, M., Laibow, R. E., Stubbelbine, A. N., Sandground, H., & Bonaly, A. (2002). EEG-neurobiofeedback treatment of patients with brain injury Part 4: Duration of treatments as a function of both the initial load of clinical symptoms and the rate of rehabilitation. Journal of Neurotherapy, 6(1), 23–38.

Breteler, M. H. M., Arns, M., Peters, S., Giepmans, I., & Verhoeven, L. (2010). Improvements in spelling after QEEG-based neurofeedback in dyslexia: A randomized controlled treatment study. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 35(1), 5–11.

Budzynski, T. H. (1996). Brain brightening: Can neurofeedback improve cognitive process? Biofeedback, 24(2), 14–17.

Burkett, V. S., Cummins, J. M., Dickson, R. M., & Skolnick, M. (2005). An open clinical trial utilizing real-time EEG operant conditioning as an adjunctive therapy in the treatment of crack cocaine dependence. Journal of Neurotherapy, 9(2), 7–26.

Byers, A. P. (1995). Neurofeedback therapy for a mild head injury. Journal of Neurotherapy, 1(1), 22–37.

Cannon, R., & Lubar, J. (2007). EEG spectral power and coherence: Differentiating effects of spatial-specific neuro-operant learning (SSNOL) utilizing LORETA neurofeedback training in the anterior cingulate and bilateral dorsolateral prefrontal cortices. Journal of Neurotherapy, 11(3), 25–44.

Cannon, R., & Lubar, J. (2011). Long-term effects of neurofeedback training in anterior cingulate cortex: A short follow-up report. Journal of Neurotherapy, 15, 130–150.

Cannon, R., Lubar, J., Congedo, M., Thornton, K., Towler, K., & Hutchens, T. (2007). The effects of neurofeedback training in the cognitive division of the anterior cingulate gyrus. International Journal of Neuroscience, 117, 337–357.

Cannon, R., Lubar, J., Gerke, A., Thornton, K., Hutchens, T., & McCammon, V. (2006). EEG spectral-power and coherence: LORETA neurofeedback training in the anterior cingulate gyrus. Journal of Neurotherapy, 10(1), 5–31.

Cannon, K. B., Sherlin, L., & Lyle, R. R. (2010). Neurofeedback efficacy in the treatment of a 43-year-old female stroke victim: A case study. Journal of Neurotherapy, 14, 107–121.

Caria, A., Veit, R., Sitaram, R., Lotze, M., Weiskopf, N., Grodd, W., & Birbaumer, N. (2007). Regulation of anterior insular cortex activity using real-time fMRI. Neuroimage, 35, 1238–1246.

Carmen, J. A. (2004). Passive infrared hemoencephalography: Four years and 100 migraines. Journal of Neurotherapy, 8(3), 23–51.

Choi, S. W., Chi, S. E., Chung, S. Y., Kim, J. W., Ahn, C. Y., & Kim, H. T. (2011). Is alpha wave neurofeedback effective with randomized clinical trials in depression? A pilot study. Neuropsychobiology, 63, 43–51.

Clarke, A. R., Barry, R. J., McCarthy, R., & Selikowitz, M. (2001). EEG-defined subtypes of children with attention-deficit=hyperactivity disorder. Clinical Neurophysiology, 112, 2098–2105.

Clarke, A. R., Barry, R. J., McCarthy, R., Selikowtiz, M., Johnstone, S. J., Hsuy, C., . . ., Croft, R. J. (2007). Coherence in children with attention-deficit=hyperactivity disorder and excess beta in their EEG. Clinical Neurophysiology, 118, 1472–1479.

Coben, R., Linden, M., & Myers, T. E. (2010). Neurofeedback for autistic spectrum disorder: A review of the literature. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 35, 83–105.

Coben, R., & Myers, T. E. (2010). The relative efficacy of connectivity guided and symptom based EEG biofeedback for autistic disorders. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 35(1), 13–23.

Coben, R., & Pudolsky, I. (2007a). Assessment guided neurofeedback for autistic spectrum disorder. Journal of Neurotherapy, 11(1), 5–23.

Coben, R., & Pudolsky, I. (2007b). Infrared imaging and neurofeedback: Initial reliability and validity. Journal of Neurotherapy, 11(3), 3–13.

Collura, T. F. (2008a). Whole-head April normalization using live Z-scores for connectivity training (Part 1). NeuroConnections Newsletter, pp. 12–18.

Collura, T. F. (2008b). Whole-head July normalization using live Z-scores for connectivity training (Part 2). NeuroConnections Newsletter, pp. 9–12.

Collura, T. F. (2009). Neuronal dynamics in relation to normative electroencephalography assessment and training. Biofeedback, 36, 134–139.

Collura, T. F., Guan, J., Tarrant, J., Bailey, J., & Starr, F. (2010). EEG biofeedback case studies using live Z-score training and a normative database. Journal of Neurotherapy, 14, 22–46.

Collura, T. F., Thatcher, R. W., Smith, M. L., Lambos, W. A., & Stark, C. A. (2009). EEG biofeedback training using live Z-scores and a normative database. In T. Budzynski, H. Budzynski, J. Evans & A. Abarbanel (Eds.), Introduction to quantitative EEG and neurofeedback, 2nd ed., (pp. 103–141). Amsterdam, the Netherlands: Elsevier.

Congedo, M., Lubar, J. F., & Joffe, D. (2004). Low-resolution electromagnetic tomography neurofeedback IEEE Transactions on Neural Systems & Rehabilitation Engineering, 12, 387–397.

Cortoos, A., De Valck, E., Arns, M., Breteler, M. H., & Cluydts, R. (2010). An exploratory study on the effects of tele-neurofeedback and tele-biofeedback on objective and subjective sleep in patients with primary insomnia. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 35, 125–134.

Cortoos, A., Verstraeten, E., Joly, J., Cluydts, R., De Hert, M., & Peuskens, J. (2010). The impact of neurofeedback training on sleep quality in chronic schizophrenia patients: A controlled multiple case study. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 35(2), 125–134.

Crocetti, A., Forti, S., & Bo, L. D. (2011). Neurofeedback for subjective tinnitus patients. Auris Nasus Larnx, 38, 735–738.

deBeus, R. J., & Kaiser, D. A. (2011). Neurofeedback with children with attention deficit hyperactivity disorder: A randomized double blind placebo-controlled study. In R. Coben & J. R. Evans (Eds.), Neurofeedback and neuromodulation techniques and applications (pp. 127–152). New York, NY: Academic Press.

deCharms, R. (2007). Reading and controlling human brain activation using real-time functional magnetic resonance imaging. Trends in Cognitive Science, 11, 473–481.

deCharms, R., Christoff, K., Glover, G., Pauly, J., Whitfield, S., & Gabrieli, J. (2004). Learned regulation of spatially localized brain activation using real-time fMRI. Neuroimage, 21, 436–443.

deCharms, R. C., Maeda, F., Glover, G. H., Ludlow, D., Pauly, J. M., Soneji, D. . . ., Mackey, S. C. (2005). Control over brain activation and pain learned by using realtime functional MRI. Proceedings of the National Academy of Sciences, 102, 18626–18631.

deNiet, P. (2011). The efficacy of LENS neurofeedback treatment for ADHD: a doubleblind, randomized placebo controlled study on adults with ADHD. Manuscript submitted for publication. Available from https:==toetsingonline.ccmo.nl=

Dohrmann, K., Elbert, T., Schlee,W.,&Weisz,N. (2007). Tuning the tinnitus percept by modification of synchronous brain activity. Restorative Neurological Neuroscience, 25, 371–378.

Donaldson, C. C. S., Sell, G. E., & Mueller, H. H. (1998). Fibromyalgia: A retrospective study of 252 consecutive referrals. Canadian Journal of Clinical Medicine, 5, 116–127.

Donaldson, M., Moran, D., & Donaldson, S. (2010, Spring). Schizophrenia in retreat. NeuroConnections, pp. 19–23.

Doppelmayr, M., Nosko, H., Pecherstorfer, T., & Fink, A. (2007). An attempt to increase cognitive performance after stroke with neurofeedback. Biofeedback, 35, 126–130.

Doppelmayr, M., & Weber, E. (2011). Effects of SMR and theta=beta neurofeedback on reaction times, spatial abilities, and creativity. Journal of Neurotherapy, 15, 115–129.

Drechsler, R., Straub, M., Doehnert, M., Heinrich, H., Steinhausen, H-C., & Brandeis, D. (2007). Controlled evaluation of a neurofeedback training of slow cortical potentials in children with attention deficit=hyperactivity disorder (ADHD). Behavioral & Brain Functions, 3, 35.

Drug Effectiveness Review Project. (2005). Drug class review on pharmacologic treatments for ADHD. Portland: Oregon Health & Science University. Available from http:// ww.ohsu.edu/drugeffectivensss/reports/documents/adhd%20Final%20Report.pdf

Duffy, F. H. (2000). Editorial: The state of EEG biofeedback therapy (EEG operant conditioning) in 2000: An editor’s opinion. Clinical Electroencephalography, 31(1), v–viii.

Duschek, S., Schuepbach, D., Doll, A., Werner, N. S., & Reyes Del Paso, G. A. (2010). Self-regulation of cerebral blood flow by means of transcranial dopplersonography biofeedback. Annals of Behavioral Medicine, 41, 235–242.

Egner, T., & Gruzelier, J. H. (2003). Ecological validity of neurofeedback: Modulation of slow wave EEG enhances musical performance. Neuroreport, 14, 1121–1224.

Egner, T., & Gruzelier, J. H. (2004). EEG biofeedback of low beta band components: Frequency-specific effects on variables of attention and event-related brain potentials. Clinical Neurophysiology, 115(1), 131–139.

Egner, T., Strawson, E., & Gruzelier, J. H. (2002). EEG signature and phenomenology of alpha=theta neurofeedback training versus mock feedback. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 27, 261–270.

Fernandez, T., Harare, W., Harmony, T., Diaz-Comas, L., Santiago, E., Sanchez, L. . . ., Valdes, P. (2003). EEG and behavioral changes following neurofeedback treatment in learning disabled children. Clinical Electroencephalography, 34, 145–150.

Fernandez, T., Harmony, T., Fernandez-Bouzas, A., Diaz-Comas, L., Prado-Alcala, R. A., Valdes-Sosa, P. . . ., Garcia-Martinez, F. (2007). Changes in EEG current sources induced by neurofeedback in learning disabled children. An exploratory study. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 32, 169–183.

Fisher, S. F. (2009). Neurofeedback and attachment disorder: Theory and practice. In T. H. Budzyknski, H. K. Budzynski, J. R. Evans, & A. Abarbanel (Eds.), Introduction to quantitative EEG and neurofeedback: Advanced theory and applications 2nd ed., (pp. 315–335). New York, NY: Elsevier.

Friedes, D., & Aberbach, L. (2003). Exploring hemispheric differences in infrared brain emissions. Journal of Neurotherapy, 8(3), 53–61.

Fritson, K. K., Wadkins, T. A., Gerdes, P., & Hof, D. (2007). The impact of neurotherapy on college students’ cognitive abilities and emotions. Journal of Neurotherapy, 11(4), 1–9.

Fuchs, T., Birbaumer, N., Lutzenberger, W., Gruzelier, J. H., & Kaiser, J. (2003). Neurofeedback Treatment for attention deficit=hyperactivity disorder in children: A comparison with methylphenidate. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 28, 1–12.

Gani, C., Birbaumer, N., & Strehl, U. (2008). Long term effects after feedback of slow cortical potentials and of theta-beta amplitudes in children with attention-deficit=hyperactivity disorder. International Journal of Bioelectromagnetics, 10, 209–232.

Gevensleben, H., Holl, B., Albrecht, B., Schlamp, D., Kratz, O., Studer, P. . . ., Heinrich, H. (2010). Neurofeedback training for children with ADHD: 6-month follow-up of a randomised controlled trial. European Child & Adolescent Psychiatry, 19, 715–724.

Gevensleben, H., Holl, B., Albrecht, B., Vogel, C., Schlamp, D., Kratz, O. . . ., Heinrich, H. (2009a). Distinct EEG effects related to neurofeedback training in children with ADHD: A randomized controlled trial. International Journal of Psychophysiology, 74, 149–157.

Gevensleben, H., Holl, B., Albrecht, B., Vogel, C., Schlamp, D., Kratz, O. . . ., Heinrich, H. (2009b). Is neurofeedback an efficacious treatment for ADHD? A randomized controlled clinical trial. Journal of Clinical Psychology & Psychiatry, 50, 780–789.

Gosepath, K., Nafe, B., Ziegler, E., & Mann, W. J. (2001). Neurofeedback training as a therapy for tinnitus [German]. HNO, 49(1), 29–35.

Gruzelier, J. (2000). Self regulation of electrocortical activity in schizophrenia and schizotypy: A review. Clinical Electroencephalography, 31(1), 23–29.

Gruzelier, J., & Egner, T. (2005). Critical validation studies of neurofeedback. Child & Adolescent Psychiatric Clinics of North America, 14, 83–104.

Gruzelier, J., Egner, T., & Vernon, D. (2006). Validating the efficacy of neurofeedback for optimising performance. Progress in Brain Research, 159, 421–431.

Gruzelier, J., Hardman, E., Wild, J., Zaman, R., Nagy, A., & Hirsch, S. (1999). Learned control of interhemispheric slow potential negativity in schizophrenia. International Journal of Psychophysiology, 34, 341–348.

Gruzelier, J., Inoue, A., Smart, R., Steed, A., & Steffert, T. (2010). Acting performance and flow state enhanced with sensory-motor rhythm neurofeedback comparing ecologically valid immersive VR and training screen scenarios. Neuroscience Letters, 480, 112–116.

Haller, S., Birbaumer, N., & Veit, R. (2010). Real-time fMRI feedback training may improve chronic tinnitus. European Radiology, 20, 696–703.

Hammer, B. U., Colbert, A. P., Brown, I. A., & Ilioi, E. C. (2011). Neurofeedback for insomnia: A pilot study of Z-score SMR and individualized protocols. Applied Psychophysiology & Biofeedback. Advance online publication. doi:10.1007=s10484-011-9165-y

Hammond, D. C. (2000, September 22). Comparison of therapist-coached and unsupervised neurofeedback practice. Presentation at the annual scientific meeting of the International Society for Neurofeedback & Research, St. Paul, Minnesota.

Hammond, D. C. (2001a). Neurofeedback treatment of depression with the Roshi. Journal of Neurotherapy, 4(2), 45–56.

Hammond, D. C. (2001b). Treatment of chronic fatigue with neurofeedback and self-hypnosis. NeuroRehabilitation, 16, 295–300.

Hammond, D. C. (2003). QEEG-guided neurofeedback in the treatment of obsessive compulsive disorder. Journal of Neurotherapy, 7(2), 25–52.

Hammond, D. C. (2004). Treatment of the obsessional subtype of obsessive compulsive disorder with neurofeedback. Biofeedback, 32, 9–12.

Hammond, D. C. (2005a). Neurofeedback to improve physical balance, incontinence, and swallowing. Journal of Neurotherapy, 9(1), 27–36.

Hammond, D. C. (2005b). Neurofeedback treatment of depression and anxiety. Journal of Adult Development, 12, 131–138.

Hammond, D. C. (2005c). Neurofeedback with anxiety and affective disorders. Child & Adolescent Psychiatric Clinics of North America, 14, 105–123.

Hammond, D. C. (2007a). Can LENS neurofeedback treat anosmia resulting from a head injury? Journal of Neurotherapy, 11(1), 57–62.

Hammond, D. C. (2007b). LENS: The low energy neurofeedback system. New York: Haworth Press.

Hammond, D. C. (2010a). LENS neurofeedback treatment of anger: Preliminary results. Journal of Neurotherapy, 14, 162–169.

Hammond, D. C. (2010b). The need for individualization in neurofeedback: Heterogeneity in QEEG patterns associated with diagnoses and symptoms. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 35(1), 31–36.

Hammond, D. C. (2010c). QEEG evaluation of the LENS treatment of TBI. Journal of Neurotherapy, 14, 70–77.

Hammond, D. C. (2011). Placebos and neurofeedback: A case for facilitating and maximizing placebo response in neurofeedback treatments. Journal of Neurotherapy, 15, 104–114.

Hammond, D. C. (in press). Neurofeedback treatment of restless legs and periodic limb movements. Journal of Neurotherapy.

Hammond, D. C., & Baehr, E. (2009). Neurofeedback for the treatment of depression: Current status of theoretical issues and clinical research. In T.H. Budzyknski, H. K. Budzynski, J. R. Evans & A. Abarbanel (Eds.), Introduction to quantitative EEG and neurofeedback: Advanced theory and applications 2nd ed., (pp. 295–313). New York, NY: Elsevier.

Hammond, D. C., Bodenhamer-Davis, G., Gluyck, G., Stokes, D., Harper, S. H., Trudeau, D. . . ., Kirk, L. (2011). Standards of practice for neurofeedback and neurotherapy: A position paper of the International Society for Neurofeedback & Research. Journal of Neurotherapy, 15, 54–64.

Hammond, D. C., & Kirk, L. (2008). First, do no harm: Adverse effects and the need for practice standards in neurofeedback. Journal of Neurotherapy, 12(1), 79–88.

Hammond, D. C., Stockdale, S., Hoffman, D., Ayers, M. E., & Nash, J. (2001). Adverse reactions and potential iatrogenic effects in neurofeedback training. Journal of Neurotherapy, 4(4), 57–69.

Hammond, D. C., Walker, J., Hoffman, D., Lubar, J. F., Trudeau, D., Gurnee, R., & Horvat, J. (2004). Standards for the use of QEEG in neurofeedback: A position paper of the International Society for Neuronal Regulation. Journal of Neurotherapy, 8(1), 5–26.

Hanslmayer, S., Sauseng, P., Doppelmayr, M., Schabus, M., & Klimesch, W. (2005). Increasing individual upper alpha by neurofeedback improves cognitive performance in human subjects. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 30(1), 1–10.

Harris, A. W. F., Bahramali, H., Slewa-Younan, S., Gordon, E., Williams, L., & Kli, W. M. (2001). The topography of quantified electroencephalography in three syndromes of schizophrenia. International Journal of Neuroscience, 107, 265–278.

Hauri, P. J. (1981). Treating psychophysiologic insomnia with biofeedback. Archives of General Psychiatry, 38, 752–758.

Hauri, P. J., Percy, L., Hellekson, C., Hartmann, E., & Russ, D. (1982). The treatment of psychophysiologic insomnia with biofeedback: A replication study. Biofeedback & Self-Regulation, 7, 223–235.

Heinrich, H., Gevensleben, H., Freisleder, F. J., Moll, G.H., & Rothenberger, Z. (2004). Training of slow cortical potentials in attentiondeficit=hyperactivity disorder: Evidence for positive behavioral and neurophysiological effects. Biological Psychiatry, 55, 3–16.

Hoagwood, K., Jensen, P., Feil,M., Vitiello, B., & Blatara, V. (2000). Medication management of stimulants in pediatric practice settings: A national perspective. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, 21, 322–331.

Hoedlmoser, K., Pecherstorfer, T., Gruber, G., Anderer, P., Doppelmayr, M., Klimesch, W., & Schabus, M. (2008). Instrumental conditioning of human sensorimotor rhythm (12–15Hz) and its impact on sleep as well as declarative learning. Sleep, 31, 1401–1408.

Hoffman, D. A., Lubar, J. F., Thatcher, R. W., Sterman, M. B., Rosenfeld, P. J., Striefel, S. . . ., Stockdale, S. (1999). Limitations of the American Academy of Neurology and American Clinical Neurophysiology Society paper on QEEG. Journal of Neuropsychiatry & Clinical Neuroscience, 11, 401–407.

Hoffman, D. A., Stockdale, S., Hicks, L., & Schwaninger, J. (1995). Diagnosis and treatment of closed head injury. Journal of Neurotherapy, 1(1), 14–21.

Hoffman, D. A., Stockdale, S., & Van Egren, L. (1996a). EEG neurofeedback in the treatment of mild traumatic brain injury [Abstract]. Clinical Electroencephalography, 27(2), 6.

Hoffman, D. A., Stockdale, S., & Van Egren, L. (1996b). Symptom changes in the treatment of mild traumatic brain injury using EEG neurofeedback [Abstract]. Clinical Electroencephalography, 27, 164.

Holtmann, M., Grasmann, D., Cionek-Szpak, E., Hager, V., Panzer, N., Beyer, A., et al (2009). Specific effects of neurofeedback on impulsivity in ADHD. Kindheit und Entwicklung, 18, 95–104.

Horrell, T., El-Baz, A., Baruth, J., Tasman, A., Sokhadze, G., Stewart, C., & Sokhadze, E. (2010). Neurofeedback effects on evoked and induced EEG gamma band reactivity todrug-related cues in cocaine addiction. Journal of Neurotherapy, 14, 195–216.

Huang-Storms, L., Bodenhamer-Davis, E., Davis, R., & Dunn, J. (2006). QEEG-guided neurofeedback for children with histories of abuse and neglect: Neurodevelopmental rationale and pilot study. Journal of Neurotherapy, 10(4), 3–16.

Hughes, J. R., & John, E. R. (1999). Conventional and quantitative electroencephalography in psychiatry. Journal of Neuropsychiatry & Clinical Neuroscience, 11, 190–208.

Iasemidis, I. D. (2003). Epileptic seizure prediction and control. IEEE Transactions in Biomedical Engineering, 50, 549–558.

Ibric, V. L., & Dragomirescu, L. G. (2009). Neurofeedback in pain management. In T.H. Budzyknski, H. K. Budzynski, J. R. Evans & A. Abarbanel (Eds.), Introduction to quantitative EEG and neurofeedback: Advanced theory and applications 2nd ed., (pp. 417–451). New York, NY: Elsevier.

Jarusiewicz, B. (2002). Efficacy of neurofeedback for children in the autistic spectrum: A pilot study. Journal of Neurotherapy, 6(4), 39–49.

Jensen, M. P., Grierson, C., Tracy-Smith, V., Bacigalupi, S. C., & Othmer, S. (2007). Neurofeedback treatment for pain associated with complex regional pain syndrome. Journal of Neurotherapy, 11(1), 45–53.

Johnston, S. J., Boehm, S. G., Healy, D., Goebel, R., & Linden, D. E. J. (2010). Neurofeedback: A promising tool for the self-regulation of emotion networks. Neuroimage, 49(1), 1066–1072.

Joughin, C., & Zwi, M. (1999). Focus on the use of stimulants in children with attention deficit hyperactivity disorder (Primary Evidence-Base Briefing No. 1). London, UK: Royal College of Psychiatrists Research Unit.

Kamiya, J. (2011). The first communications about operant conditioning of the EEG. Journal of Neurotherapy, 15(1), 65–73.

Kayiran, S., Dursan, E., Dursun, N., Ermutlu, N., & Karamursel, S. (2010). Neurofeedback intervention in fibromyalgia syndrome: a randomized, controlled, rater blind clinical trial. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 35, 293–302.

Keizer, A. W., Verment, R. S., & Hommel, B. (2010). Enhancing cognitive control through neurofeedback: A role of gamma-band activity in managing episodic retrieval. Neuroimage, 490, 3404–3413.

Keller, I. (2001). Neurofeedback therapy of attention deficits in patients with traumatic brain injury. Journal of Neurotherapy, 5, 19–32.

Kelley, M. J. (1997). Native Americans, neurofeedback, and substance abuse theory: Three year outcome of alpha=theta neurofeedback training in the treatment of problem drinking among Dine’ (Navajo) people. Journal of Neurotherapy, 2, 24–60.

Kirsch, I. (2010). The emperor’s new drugs: Exploding the antidepressant myth. New York, NY: Basic Books.

Kleber, B., Gruzelier, J., Bensch, M., & Birbaumer, N. (2008). Effects of EEGbiofeedback on professional singing performances. Revista Espanola Psichologica, 10, 77–61.

Knezevic, B., Thompson, L., & Thompson, M. (2010). Pilot project to ascertain the utility of Tower of London Test to assess outcomes of neurofeedback in clients with Asperger’s Syndrome. Journal of Neurotherapy, 14(3), 3–19.

Kotchoubey, B., Blankenhorn, V., Froscher, W., Strehl, U., & Birbaumer, N. (1997). Stability of cortical self-regulation in epilepsy patients. NeuroReport, 8, 1867–1870.

Kotchoubey, B., Strehl, Y. U., Uhlmann, C., Holzepfel, S., Konig, M., Froscher, W. . . ., Birbaumer, N. (2001). Modification fo slow cortical potentials in patients with refractory epilepsy: A controlled outcome study. Epilepsia, 42, 406–416.

Kouijzer, M. E. J., de Moor, J. M. H., Gerrits, B. J. L., Buitelaar, J. K., & van Schie, H. T. (2009). Long-term effects of neurofeedback treatment in autism. Research in Autism Spectrum Disorders, 3, 496–501.

Kouijzer, M. E. J., de Moor, J. M. H., Gerrits, B. J. L., Congedo, M., & van Schie, H. T. (2009). Neurofeedback improves executive functioning in children with autism spectrum disorders. Research in Autism Spectrum Disorders, 3, 145–162. Kouijzer, E. E. J., van Schie, H. T., de Moor, J. M. H., Gerrits, B. J. L., & Buitelaar, J. K. (2010). Neurofeedback treatment in autism. Preliminary findings in behaivoral, cognitive, and neurophysiological functioning. Research in Autism Spectrum Disorders, 4, 386–399.

Kravitz, H. M., Esty, M. L., Katz, R. S., & Fawcett, J. (2006). Treatment of fibromyalgia syndrome using low-intensity neurofeedback with the Flexyx Neurotherapy System: A randomized controlled clinical trial. Journal of Neurotherapy, 10(2–3), 41–58.

Kropp, P., Siniatchkin, M., & Gerber, W-D. (2002). On the pathophysiology of migraine– links for ‘‘empirically based treatment’’ with neurofeedback. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 27, 203–213.

Laibow, R. E., Stubblebine, A. N., Sandground, H., & Bounias, M. (2001). EEG neurobiofeedback treatment of patients with brain injury: Part 2: Changes in EEG parameters versus rehabilitation. Journal of Neurotherapy, 5(4), 45–71.

Landers, D. M. (1991). Optimizing individual performance. In D. Druckman & R. A. Bjork (Eds.), In the mind’s eye: Enhancing human performance (pp. 193–246). Washington, DC: National Academy Press.

Landers, D. M., Han, M., Salazar, W., Petruzzello, S. J., Kubitz, K. A., & Gannon, T. L. (1994). Effect of learning on electroencephalographic and electrocardiographic patterns in novice archers. International

Journal of Sports Psychology, 22, 56–71.

Lansbergen, M. M., van Dongen-Boomsma, M., Buitelaar, J. K., & Slaats-Willemse, D. (2010). ADHD and EEG-neurofeedback: A double-blind randomized placebocontrolled feasibility study. Journal of Neural Transmission, 118, 275–284.

Larsen, S. (2006). The healing power of neurofeedback: The revolutionary LENS technique for restoring optimal brain function. Rochester, VT: Healing Arts Press.

Larsen, S., Harrington, K.,&Hicks, S. (2006). The LENS (Low Energy Neurofeedback System): A clinical outcomes study of one hundred patients at Stone Mountain Center,NewYork. Journal of Neurotherapy, 10(2–3), 69–78.

Larsen, S., Larsen, R., Hammond, D. C., Sheppard, S., Ochs, L., Johnson, S., . . ., Chapman, C. (2006). The LENS neurofeedback with animals. Journal of Neurotherapy, 10(2–3), 89–101.

La Vaque, T. J. (2001). Pills, politcs, and placebos. Journal of Neurotherapy, 5(1–2), 73–86.

La Vaque, T. J., Hammond, D. C., Trudeau, D., Monastra, V., Perry, J., Lehrer, P. . . ., Sherman, R. (2002). Template for developing guidelines for the evaluation of the clinical efficacy of psycholophysiological interventions. Journal of Neurotherapy, 6(4), 11–23.

Leach, J., Holmes, P., Hirst, L., & Gruzelier, J. (2008). Alpha theta versus SMR training for novice singers=advanced instrumentalists. Revista Espanola Psichologica, 10, 62.

Leins, U., Goth, G., Hinterberger, T., Klinger, C., Rumpf, N., & Strehl, U. (2007). Neurofeedback for children with ADHD: A comparison of SCP and theta=beta protocols. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 32, 73–88.

Levesque, J., Beauregard, M., & Mensour, B. (2006). Effect of neurofeedback training on the neural substrates of selective attention in children with attention-deficit=hyperactivity disorder: A functional magnetic resonance imaging study. Neuroscience Letters, 394, 216–221.

Lin, S. C., Su, C. Y., Chou, F. H. C., Chen, S. P., Huang, J. J., Wu, G. T. E., . . ., Chen, C. (2009). Domestic violence recidivism in high-risk Taiwanese offenders after the completion of violence treatment programs. Journal of Forensic Psychiatry & Psychology, 20, 458–472.

Linden, M., Habib, T., & Radojevic, V. (1996). A controlled study of the effects of EEG biofeedback on cognition and behavior of children with attention deficit disorder and learning disabilities. Biofeedback and Self-Regulation, 21(1), 35–49.

Loo, S. K., & Barkley, R. (2005). Clinical utility of EEG in attention-deficit=hyperactivity disorder. Applied Neuropsychology, 12, 64–76.

Lubar, J. F. (1995). Neurofeedback for the management of attention-deficit=hyperactivity disorders. In M. S. Schwartz (Ed.), Biofeedback: A practitioner’s guide (pp. 493–522). New York, NY: Guilford.

Lubar, J. F., Shabsin, H. S., Natelson, S. E., Holder, G. S., Whitsett, S. F., Pamplin, W. E., & Krulikowski, D. I. (1981). EEG operant conditioning in intractible epileptics. Archives of Neurology, 38, 700–704.

Lubar, J. F., & Shouse, M. N. (1976). EEG and behavioral changes in a hyperactive child concurrent with training of the sensorimotor rhythm (SMR): A preliminary report. Biofeedback & Self-Regulation, 1, 293–306.

Lubar, J. F., & Shouse, M. N. (1977). Use of biofeedback in the treatment of seizure disorders and hyperactivity. Advances in Clinical Child Psychology, 1, 204–251.

Lurie, P., & Wolfe, S. (1997). Unethical trials of interventions to reduce perinatal transmission of the human immunodeficiency virus in developing countries. New England Journal of Medicine, 337, 853–856.

Marchetti, A., Magar, R., Lau, H., Murphy, E. L., Jensen, P. S., Conners, C. K. . . ., Iskedjian, M. (2001). Pharmacotherapies for attentiondeficit=hyperactivity disorder: Expected-cost analysis. Clinical Therapeutics, 23, 1904–1921.

Martin, G., & Johnson, C. L. (2005). The boys Totem town neurofeedback project: A pilot study of EEG biofeedback with incarcerated juvenile felons. Journal of Neurotherapy, 9, 71–86.

Matthews, T. V. (2007). Neurofeedback overtraining and the vulnerable patient. Journal of Neurotherapy, 11(3), 63–66.

Matthews, T. V. (2011, Spring). Over training and neurofeedback treatment planning. NeuroConnections, pp. 20–23, 25.

McCrea, M., Prichep, L., Powell, M. R., Chabot, R., & Barr, W. B. (2010). Acute effects and recovery after sport-related concussion: A neurocognitive and quantitative brain electrical activity study. Journal of Head Trauma Rehabilitation, 25, 283–292.

McKee, A. C., Cantu, R. C., Nowinski, C. J., Hedley-Whyte, T., Gavett, B. E., Budson, A. E. . . ., Stern, R. A. (2009). Chronic traumatic encephalopathy in athletes: Progressive tauopathy after repetitive head injury. Journal of Neuropathology & Experimental Neurology, 68, 709–735.

Mize, W. (2004). Hemoencephalography—A new therapy for attention deficit hyperactivity disorder (ADHD): Case report. Journal of Neurotherapy, 8(3), 77–97.

Molina, B. S., Hinshaw, S. P., Swanson, J. M., Arnold, L. E., Vitiello, B., Jensen, P. S. . . ., Houck, P. R. (2009). MTA at 8 years: Prospective follow-up of children treated for combined-type ADHD in a multisite study. Journal of the Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 48, 484–500.

Monastra, V. J., Monastra, D. M., & George, S. (2002). The effects of stimulant therapy, EEG biofeedback, and parenting style on the primary symptoms of attention-deficit=hyperactivity disorder. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 27, 231–249.

Moncrieff, J. (2009). The myth of the chemical cure: A critique of psychiatric drug treatment. New York, NY: Palgrave Macmillan.

Monjezi, S., & Lyle, R. R. (2006). Neurofeedback treatment of type I diabetes mellitus: Perceptions of quality of life and stabilization of insulin treatment–two case studies. Journal of Neurotherapy, 10(4), 17–21.

Moore, N. C. (2000). A review of EEG biofeedback treatment of anxiety disorders. Clinical Electroencephalography, 31(1), 1–6.

MTA Cooperative Group. (1999). A 14-month randomized clinical trial of treatment strategies for attention-deficit=hyperactivity disorder. The MTA Cooperative Group. Multimodal treatment study of children with ADHD. Archives of General Psychiatry, 56, 1073–1086.

Mueller, H. H., Donaldson, C. C. S., Nelson, D. V., & Layman, M. (2001). Treatment of fibromyalgia incorporating EEG-driven stimulation: A clinical outcomes study. Journal of Clinical Psychology, 57, 933–952.

Nelson, D. V., Bennett, R. M., Barkhuizen, A., Sexton, G. J., Jones, K. D., Esty, M. L. . . ., Donaldson, D. C. S. (2010). Brief research report: Neurotherapy of fibromyalgia? Pain Medicine, 11, 912–919.

Newton, T. F., Kalechstein, A. D., Hardy, D. J., Cook, I. A., Nestor, L., Ling, W., & Leuchter, A. F. (2004). Association between quantitative EEG and neurocognition inmethamphetamine-dependent volunteers. Clinical Neurophysiology, 115, 194–198.

Ochs, L. (2006). The Low Energy Neurofeedback System (LENS): Theory, background, and introduction. Journal of Neurotherapy, 10(2–3), 5–39.

Ochs, L. (2007). Comment on ‘‘neurofeedback overtraining and the vulnerable patient.’’ Journal of Neurotherapy, 11(3), 67–71.

Orlando, P. C., & Rivera, R. O. (2004). Neurofeedbck for elementary students with identified learning problems. Journal of Neurotherapy, 8(2), 5–19.

Othmer, S., Othmer, S. F., & Kaiser, D. A. (1999). EEG biofeedback: Training for AD=HD and related disruptive behavior disorders. In J. A. Incorvaia, B. S. Mark-Goldstein & D. Tessmer (Eds.), Understanding, diagnosing, and treating AD=HD in children and adolescents (pp. 235–296). New York, NY: Aronson.

Paquette, V., Beauregard, M., & Beaulieu-Prevost, D. (2009). Effect of a psychoneurotherapy on brain electromagnetic tomography in individuals with major depressive disorder. Psychiatry Research: Neuroimaging, 174, 231–239.

Passini, F. T., Watson, C. G., Dehnel, L., Herder, J., & Watkins, B. (1977). Alpha wave biofeedback training therapy in alcoholics. Journal of Clinical Psychology, 33(1), 292–299.

Peniston, E. G., & Kulkosky, P. J. (1989). Alpha-theta brainwave training and betaendorphin levels in alcoholics. Alcohol: Clinical & Experimental Research, 13, 271–279.

Peniston, E. G., & Kulkosky, P. J. (1990). Alcoholic personality and alpha-theta brainwave training. Medical Psychotherapy, 2, 37–55.

Peniston, E. G., & Kulkosky, P. J. (1991). Alpha-theta brainwave neuro-feedback therapy for Vietnam veterans with combatrelated post-traumatic stress disorder. Medical Psychotherapy, 4, 47–60.

Perreau-Linck, E., Lessard, N., Levesque, J., & Beauregard, M. (2010). Effects of neurofeedback training on inhibitory capacities in ADHD children: A single-blind, randomized, placebo-controlled study. Journal of Neurotherapy, 14, 229–242.

Pineda, J. A., Brang, D., Futagaki, C., Hecht, E., Grichanik, M., Wood, L. . . ., Carey, S. (2007). Effects of neurofeedback training on action comprehension and imitation learning. In H. L. Puckhaber (Ed.), New research in biofeedback (pp. 133–152). Hauppauge, NY: Nova Science Publishers.

Pineda, J. A., Brang, D., Hecht, E., Edwards, L., Carey, S., Bacon, M. . . ., Rork, A. (2008). Positive behavioral and electrophysiological changes following neurofeedback training in children with autism. Research in Autism Spectrum Disorders, 2, 557–581.

Prichep, L., Alper, K. R., Kowalik, S. C., John, E. R., Merkin, H. A., Tom, M., & Rosenthal, M. S. (1996). qEEG subtypes in crack cocaine dependence and treatment outcome. In L.S. Harris (Ed.), Problems of drug dependence, 1995: Proceedings of 57th Annual Scientific Meeting, The College on Problems of Drug Dependence, Inc., Research Monograph No. 162 (p. 142). Rockville, MD: National Institute on Drug Abuse.

Prichep, L., Alper, K., Kowalik, S. C., & Rosenthal, M. S. (1996). Neurometric qEEG studies of crack cocaine dependence and treatment outcome. Journal of Addictive Diseases, 15(4), 39–53.

Prichep, L. S., Mas, F., Hollander, E., Liebowitz, M., John, E. R., Almas, M. . . ., Levine, R. H. (1993). Quantitative electroencephalography (QEEG) subtyping of obsessive compulsive disorder. Psychiatry Research, 50(1), 25–32.

Putnam, J. A. (2001). EEG biofeedback on a female stroke patient with depression: A case  study. Journal of Neurotherapy, 5(3), 27–38.

Quirk, D. A. (1995). Composite biofeedback conditioning and dangerous offenders: III. Journal of Neurotherapy, 1(2), 44–54.

Raffa, R. B., & Tallarida, R. J. (2010). Chemo fog: cancer chemotherapy-related cognitive impairment. New York, NY: Springer Science.

Rasey, H. W., Lubar, J. E., McIntyre, A., Zoffuto, A. C., & Abbott, P. L. (1996). EEG biofeedback for the enhancement of attentional processing in normal college students. Journal of Neurotherapy, 1(3), 15–21.

Raymond, J., Sajid, I., Parkinson, L. A., & Gruzelier, J. H. (2005). Biofeedback and danceperformance: A preliminary investigation. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 30, 65–73.

Raymond, J., Varney, C., Parkinson, L. A., & Gruzelier, J. H. (2005). The effects of alpha=theta neurofeedback on personality and mood. Cognitive Brain Research, 23, 287–292.

Ros, T., Mosely, M. J., Bloom, P. A., Benjamin, L., Parkinson, L. A., & Gruzelier, J. H. (2009). Optimizing microsurgical skills with EEG neurofeedback. BMC Neuroscience, 10, 10–87.

Ros, T., Munneke, M. A., Ruge, D., Gruzelier, J. H., & Rothwell, J. C. (2010). Endogenous control of waking brain rhythms induces neuroplasticity in humans. European Journal of Neuroscience, 31, 770–778.

Ross, R. J., Cole, M., Thompson, J. S., & Kim, K. H. (1983). Boxers: Computer tomography, EEG, and neurological evaluation. Journal of the American Medical Association, 249, 211–213.

Rossiter, T. R. (2005). The effectiveness of neurofeedback and stimulant drugs in treating AD=HD: Part II. Replication. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 29, 233–243.

Rossiter, T. R., & La Vaque, T. J. (1995). A comparison of EEG biofeedback and psychostimulants in treating attention deficit=hyperactivity disorders. Journal of Neurotherapy, 1, 48–59.

Rota, G., Sitaram, R., Veit, R., Erb, M., Weiskopf, N., Dogil, G., & Birbaumer, N. (2009). Self-regulation of regional cortical activity using real-time fMRI: The right inferior frontal gyrus and linguistic processing. Human Brain Mapping, 30, 1605–1614.

Rothman, D. J. (1987). Ethical and social issues in the development of new drugs and vaccines. Bulletin of the New York Academy of Medicine, 63, 557–568.

Rozelle, G. R., & Budzynski, T. H. (1995). Neurotherapy for stroke rehabilitation: A single case study. Biofeedback & Self-Regulation, 20, 211–228.

Saxby, E., & Peniston, E. G. (1995). Alpha-theta brainwave neurofeedback training: An effective treatment for male and female alcoholics with depressive symptoms. Journal of Clinical Psychology, 51, 685–693.

Schachter, H. M., Pham, B., King, J., Langford, S., & Moher, D. (2001). How efficacious and safe is short-acting methylphenidate for the treatment of attention-deficit disorder in children and adolescents? A meta-analysis. Canadian Medical Association Journal, 165, 1475–1488.

Schagen, S. B., Hamburger, H. L., Muller, M. J., Boogerd, W., & van Dam, F. S. A. M. (2001). Neurophysiological evaluation of late effects of adjuvant high-dose chemotherapy on cognitive function. Journal of Neuro-Oncology, 51, 159–165.

Schenk, S., Lamm, K., Gundel, H., & Ladwig, K. H. (2005). Effects of neurofeedback-based EEG alpha and EEG beta training in patients with chronically decompensated tinnitus [German]. HNO, 53(1), 29–38.

Schneider, F., Rockstroh, B., Heimann, H., Lutzenberger, W., Mattes, R., Elbert, T. . . ., Bartels, M. (1992). Self-regulation of slow cortical potentials in psychiatric patients: Schizophrenia. Biofeedback & Self-Regulation, 17, 277–292.

Schoenberger, N. E., Shiflett, S. C., Esty, M. L., Ochs, L., & Matheis, R. J. (2001). Flexyx neurotherapy system in the treatment of traumatic brain injury: An initial evaluation. Journal of Head Trauma Rehabilitation, 16, 260–274.

Scolnick, B. (2005). Effects of electroencephalogram biofeedback with Asperger’s syndrome. International Journal of Rehabilitation Research, 28, 159–163.

Scott, W. C., Kaiser, D., Othmer, S., & Sideroff, S. I. (2005). Effects of an EEG biofeedback protocol on a mixed substance abusing population. American Journal of Drug & Alcohol Abuse, 31, 455–469.

Sherrill, R. (2004). Effects of hemoencephalography (HEG) training at three prefrontal locations using EEG ratios at Cz. Journal of Neurotherapy, 8(3), 63–76.

Sichel, A. G., Fehmi, L. G., & Goldstein, D. M. (1995). Positive outcome with neurofeedback treatment of a case of mild autism. Journal of Neurotherapy, 1(1), 60–64.

Sime, A. (2004). Case study of trigeminal neuralgia using neurofeedback and peripheralbiofeedback. Journal of Neurotherapy, 8(1), 59–71.

Siniatchkin, M., Hierundar, A., Kropp, P., Gerber, W. D., & Stephani, U. (2000). Self regulation of slow cortical potentials in children with migraine: An exploratory study. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 25, 13–32.

Smith, P. N., & Sams, M. W. (2005). Neurofeedback with juvenile offenders: A pilot study in the use of QEEG-based and analogbased remedial neurofeedback training. Journal of Neurotherapy, 9(3), 87–99.

Sokhadze, T. M., Cannon, R. L., & Trudeau, D. L. (2008). EEG biofeedback as a treatment for substance use disorders: review, rating of efficacy and recommendations for further research. Journal of Neurotherapy, 12(1), 5–43.

Steiner, N. J., Sheldrick, R. C., Gotthelf, D., & Perrin, E. C. (2011). Computer-based attention training in the schools for children with attention deficit=hyperactivity disorder: A preliminary trial. Clinical Pediatrics, 50, 615–622.

Sterman, M. B. (1973). Neurophysiological and clinical studies of sensorimotor EEG biofeedback training: Some effects on epilepsy. Seminars in Psychiatry, 5, 507–525.

Sterman, M. B. (2000). Basic concepts and clinical findings in the treatment of seizure disorders with EEG operant conditioning. Clinical Electroencephalography, 31(1), 45–55.

Sterman, M. B., Howe, R. C., & MacDonald, L. R. (1970). Facilitation of spindle-burst sleep by conditioning of electroencephalographic activity while awake. Science, 167, 1146–1148.

Sterman, M. B., LoPresti, R. W., & Fairchild, M. D. (2010). Electroencephalographic and behavioral studies of monomethylhydrazine toxicity in the cat. Journal of Neurotherapy, 14, 293–300.

Stokes, D. A., & Lappin, M. S. (2010). Neurofeedback and biofeedback with 37 migraineurs: A clinical outcome study. Behavior and Brain Functions, 6, 9.

Strehl, U. (2009). Slow cortical potentials neurofeedback. Journal of Neurotherapy, 13, 117–126.

Strehl, U., Leins, U., Gopth, G., Klinger, C., Hinterberger, T., & Birbaumer, N. (2006). Self-regulation of slow cortical potentials: A new treatment for children with attentiondeficit=hyperactivity disorder. Pediatrics, 118, 1530–1540.

Struve, F. A., Straumanis, J., & Patrick, G. (1994). Persistent topographic quantitative EEG sequelae of chronic marijuana use: A replication study and initial discriminant function analysis. Clinical Electroencephalography, 25, 63–75.

Suffin, S. C., & Emory, W. H. (1995). Neurometric subgroups in attentional and affective disorders and their association with pharmaco-therapeutic outcome. Clinical Electroencephalography, 26, 1–8.

Surmeli, T., & Ertem, A. (2007). EEG neurofeedback treatment of patients with Down Syndrome. Journal of Neurotherapy, 11(1), 63–68.

Surmeli, T., & Ertem, A. (2009). QEEG guided neurofeedback therapy in personality disorders: 13 case studies. Clinical EEG & Neuroscience, 40(1), 5–10.

Surmeli, T., & Ertem, A. (2010). Post-WISC–R and TOVA improvement with QEEG guided neurofeedback training in mentally retarded: A clinical case series of behavioral problems. Clinical EEG & Neuroscience, 41(1), 32–41.

Surmeli, T., Ertem, A., Eralp, E., & Kos, I. H. (2011). Obsessive compulsive disorder and the efficacy of qEEG-guided neurofeedback treatment: A case series. Clinical EEG and Neuroscience, 42, 195–201.

Surmeli, T., Ertem, E., Eralp, E., & Kos, I. H. (in press). Schizophrenia and the efficacy of qEEG-guided treatment: A clinical case series. EEG & Clinical Neuroscience.

Swanson, J. M., Elliott, G. R., Greenhill, L. L. Wigal, T., Arnold, L. E., Vitiello, B. . . ., Volkow, N. D. (2007). Effects of stimulant medication on growth rates across 3 years in the MTA follow-up. Journal of theAcademy of Child & Adolescent Psychiatry, 46, 1015–1027.

Swensen, A. R., Birnbaum, H. G., Secnik, K., Marynchenko, M., Greenberg, P., & Claxton, A. (2003). Attention-deficit=hyperactivity disorder: Increased costs for patients and their families. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 42, 1415–1423.

Tan, G., Thornby, J., Hammond, D. C., Strehl, U., Canady, B., Arnemann, K., & Kaiser, D. K. (2009). Meta-analysis of EEG biofeedback in treating epilepsy. Clinical EEG & Neuroscience, 40, 173–179.

Tansey, M. A. (1986). A simple and a complex tic (Gilles de la Tourette’s syndrome: Their responses to EEG sensorimotor rhythm biofeedback training. International Journal of Psychophysiology, 4(2), 91–97.

Tansey, M. A. (1990). Righting the rhythms of reason: EEG biofeedback training as a therapeutic modality in a clinical office setting. Medical Psychotherapy, 3, 57–68.

Tansey, M. A. (1991a). A neurobiological treatment for migraine: The response of four cases of migraine to EEG biofeedback training. Headache Quarterly: Current Treatment and Research, pp. 90–96.

Tansey, M. A. (1991b). Wechsler (WISC–R) changes following treatment of learning disabilities via EEG biofeedback in a private practice setting. Australian Journal of Psychology, 43, 147–153.

Thatcher, R.W. (2010). Validity and reliability of quantitative electroencephalography (qEEG). Journal of Neurotherapy, 14, 122–152.

Thatcher, R. W., Moore, N., John, E. R., Duffy, F., Hughes, J. R., & Krieger, M. (1999). QEEG and traumatic brain injury: Rebuttal of the American Academy of Neurology 1997 report by the EEG and Clinical Neuroscience Society. Clinical Electroencephalography, 30, 94–98.

Thompson, L., & Thompson, M. (1998). Neurofeedback combined with training in metacognitive strategies: Effectiveness in students with ADD. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 23, 243–263.

Thompson, L., Thompson, M., & Reid, A. (2010). Neurofeedback outcomes in clients with Asperger’s syndrome. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 35(1), 63–81.

Thompson, M., & Thompson, L. (2002). Biofeedback for movement disorders (dystonia with Parkinson’s disease): Theory and preliminary results. Journal of Neurotherapy, 6(4), 51–70.

Thornton, K. (2000). Improvement=rehabilitation of memory functioning with neurotherapy=QEEG biofeedback. Journal of Head Trauma Rehabilitation, 15, 1285–1296.

Thornton, K. E., & Carmody, D. P. (2005). Electroencephalogram biofeedback for reading disability and traumatic brain injury. Child & Adolescent Psychiatric Clinics of North America, 14(1), 137–162.

Thornton, K. E., & Carmody, D. P. (2008). Efficacy of traumatic brain injury rehabilitation: Interventions of QEEG-guided biofeedback, computers, strategies, and medications. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 33, 101–124.

Tinius, T. P., & Tinius, K. A. (2001). Changes after EEG biofeedback and cognitive retraining in adults with mild traumatic brain injury and attention deficit disorder. Journal of Neurotherapy, 4(2), 27–44.

Todder, D., Levine, J., Dwolatzky, T., & Kaplan, Z. (2010). Case report: impaired memory and disorientation induced by delta band down-training over the temporal brain regions by neurofeedback treatment. Journal of Neurotherapy, 14, 153–155.

Toomim, H., & Carmen, J. (2009). Hemoencephalography: Photon-based blood flow neurofeedback. In T. H. Budzyknski, H. K. Budzynski, J. R. Evans & A. Abarbanel (Eds.), Introduction to quantitative EEG and neurofeedback: Advanced theory and applications 2nd ed., (pp. 169–194). New York, NY: Elsevier.

Toomim, H., Mize, W., Kwong, P. C., Toomim, M., Marsh, R., Kozlowski, G. P. . . ., Remond, A. (2004). Intentional increase of cerebral blood oxygenation using hemoencephalography (HEG). Journal of Neurotherapy, 8(3), 5–21.

Tricoci, P., Allen, J. M., Kramer, J. M., Califf, R. M., & Smith, S. C. (2009). Scientific evidence underlying the ACC=AHA clinical practice guidelines. Journal of the American Medical Association, 301, 8321–841.

Trudeau, D. L., Anderson, J., Hansen, L. M., Shagalov, D. N., Schmoller, J., Nugent, S., & Barton, S. (1998). Findings of mild traumatic brain injury in combat veterans with PTSD and a history of blast concussion. Journal of Neuropsychiatry & Clinical Neurosciences, 10, 308–313.

Tysvaer, A. T., Stroll, O. V., & Bachen, I. (1989). Soccer injuries to the brain: A neurologic and electroencephalographic study of former players. Acta Neurologica Scandanavia, 80, 151–156.

Vernon, D. J. (2005). Can neurofeedback training enhance performance? An evaluation of the evidence with implications for future research. Applied Psychophysiology & Biofeedback, 30, 347–364.

Vernon, D., Egner, T., Cooper, N., Compton, T., Neilands, C., Sheri, A., & Gruzelier, J. (2003). The effect of training distinct neurofeedback protocols on aspects of cognitive performance. International Journal of Psychophysiology, 47, 75–85.

Walker, J. E. (2007). A neurologist’s experience with QEEG-guided neurofeedback following brain injury. In J. R. Evans (Ed.), Handbook of neurofeedback (pp. 353–361). Binghamton,  NY: Haworth.

Walker, J. E. (2008). Power spectral frequency and coherence abnormalities in patients with intractable epilepsy and their usefulness in long-term remediation of seizures using neurofeedback. Clinical EEG & Neuroscience, 39, 203–204.

Walker, J. E. (2010a, Fall). Case report: Dyslexia remediated with QEEG-guided neurofeedback. NeuroConnections, p. 28.

Walker, J. E. (2010b).UsingQEEG-guided neurofeedback for epilepsy versus standardized protocols: Enhanced effectiveness? Applied Psychophysiology&Biofeedback, 35(1), 29–30.

Walker, J. E. (2011). QEEG-guided neurofeedback for recurrent migraine headaches. Clinical EEG & Neuroscience, 42(1), 59–61.

Walker, J. E., & Kozlowski, G. P. (2005). Neurofeedback treatment of epilepsy. Child & Adolescent Psychiatric Clinics of North America, 14(1), 163–176.

Walker, J. E., & Norman, C. A. (2006). The neurophysiology of dyslexia: A selective review with implications for neurofeedback remediation and results of treatment in twelve consecutive cases. Journal of Neurotherapy, 10(1), 45–55.

Weiler, E. W., Brill, K., Tachiki, K. H., & Schneider, D. (2001). Neurofeedback and quantitative electroencephalography. International Journal of Tinnitus, 8(2), 87–93.

Weiskopf, N., Scharnowski, F., Veit, R., Goebel, R., Birbaumer, N. & Mathiak, K. (2004). Self-regulation of local brain activity using real-time functional magnetic resonance imaging (fMRI). Journal of Physiology, (Paris) 98, 357–373.

Weiskopf, N., Veit, R., Erb, M., Mathiak, K., Grodd, W., Goebel, R. & Birbaumer, N. (2003). Physiological self-regulation of regional brain activity using real-time functional magnetic resonance imaging (fMRI): methodology and exemplary data. Neuroimage, 19, 577–586.

Wekerle, C., & Wall, A. M. (2002). The violence and addiction equation: Theoretical and clinical issues in substance abuse and relationship violence. New York, NY: Taylor & Francis.

Wilson, S., & Cumming, I. (2009). Psychiatry in prisons. Philadelphia, PA: Jessica Kingsleys.

Wing, K. (2001). Effect of neurofeedback on motor recovery of a patient with brain injury: A case study and its implications for stroke rehabilitation. Topics in Stroke Rehabilitation, 8, 45–53.

Winterer, G., Kloppel, B., Heinz, A., Ziller, M., Dufeu, P., Schmidt, L. G., & Hermann, W. M. (1998). Quantitative EEG (QEEG) predicts relapse in patients with chronic alcoholism and points to a frontally pronounced cerebral disturbance. Psychiatry Research, 78, 101–113.

Witte, H., Iasemidis, I. D., & Litt, B. (2003). Special issue on epileptic seizure prediction. IEEE Transactions in Biomedical Engineering, 50, 537–539.

World Medical Association. (2000, October). Delcaration of Helsinki: Amended by the 52nd WMA General Assembly, Edinburgh, Scotland. Journal of the American Medical Association, 284, 3043–3045.

Wrangler, S., Gevensleben, H., Albrecht, B., Studer, P., Rothenberger, A., Moll, G. H., & Heinrich, H. (2010). Neurofeedback in children with ADHD: Specific event-related potential findings of a randomized controlled trial. Clinical Neurophysiology, 122, 942–950.

Yoo, S., O’Leary, H., Fairneny, T., Chen, N., Panych, L., Park, H. & Jolesz, F. (2006). Increasing cortical activity in auditory areas through neurofeedback functional magnetic resonance imaging. Neuroreport, 17, 1273–1278.

Zoefel, B., Huster, R. J., & Herrmann, C. S. (2010). Neurofeedback training of the upper alpha frequency band in EEG improves cognitive performance. NeuroImage, 54, 1427–1431.

Обратный звонок